Свадебный обряд, без сомнения, является самым ярким и символичным среди обрядов перехода, самым жизнеутверждающим. Даже родильный обряд не несет в себе столько черт нового, начала, мирового круговорота, что, по-видимому, есть последствие неопределенности родильного обряда и некоторой "осторожности" его, ведь неизвестно, будет ли жить ребенок, что в традиционной русской деревне отнюдь не пустая оговорка, а достаточно мощный фактор.
Употребляя термин "ткань", мы имеем в виду все множество ритуально употребляемых тканых изделий, исключая на данном этапе исследований одежду. Таким образом, речь идет о тканых нешитых изделиях. Кроме того, "ткань" понимается как символ, то есть ее свойства как материального предмета отступают на второй план.
Символическое поле свадебного обряда рассматривается в нескольких разрезах: противостояние сторон (Байбурин А.К., 1978) и их соединение, шаг к продолжению рода, черты инициации и эмансипации или, собственно переходность. Все эти стороны представляют равный интерес.
Первым шагом в изучении ритуальных функций ткани является выбор примеров их употребления в свадебном обряде. Подробное рассмотрение обряда позволяет зафиксировать ряд способов употребления ткани, как рациональное, так и символическое. Насчитывается до пятидесяти вариантов применения ткани в обрядах перехода, из них большая часть - именно в свадебном обряде, так что их перечисление в рамках данного сообщения не представляется возможным. Большинство ритуальных функций ткани, как и других элементов обряда, имеют параллельные функции во всех обрядах перехода. Таким образом, все их множество сводится к основным:
1) защита - граница - очищение - святость;
2) дорога;
3) материальная ценность - подарок - плата - жертвоприношение.
Указанные функции невозможно отделить друг от друга, так как в одном примере применения ткани в обряде присутствуют элементы различных символических значений.
Рассмотрим первую из перечисленных функций: это самые разнообразные варианты употребления ткани в самом обряде и вокруг него. Апотропийные свойства предмета выходят на первый план в целом ряде ритуальных действий. Одеяние невесты очень закрыто, причем речь не идет о стыдливости. Так, голова и лицо укрыты специальным покрывалом, часто под видимой верхней одеждой находится специфическая невидимая (рыболовная сеть и специально подготовленная нить с узлами). Частично функцию защиты присутствует и в тех действиях, которые мы понимаем как отграничительные, а именно: расстилание ткани на полу в доме молодых, в бане невесты, опоясывание всех участников обряда, прикрывание свекровью невесты полой, разделение жениха и невесты с помощью платка (держатся через платок), выделение с помощью платка безымянного пальца невесты и подготовка его для ношения кольца (этот элемент обряда выполняет еще одну функцию - очищение). Повешение полотенца на икону содействует одновременно отделению святого от мирского и выделению освященного элемента из контекста. Под определенным углом зрения понятия "защита", "граница", "очищение", "святость" мыслятся как единое целое, как одна и та же категория традиционного сознания. Поэтому вряд ли стоит проводить подобное разграничение в научном исследовании и говорить соответственно о четырех узких функциях, а не об одной более широкой.
Особый интерес представляют специфические варианты употребления ткани в свадебном обряде, то есть те из них, которые не имеют аналогов в других обрядах перехода. Так, в свадебном обряде ткань выполняет функцию связи. Подножник объединяет жениха и невесту, помогает завершить переход. Интересна примета: в семье будет главным тот, кто сумеет протащить подножник ногой за собой в церкви. Примета "потянуть на себя скатерть на свадьбе - быть замужем" переносит замужество на следующую девушку. Жених и невеста связаны полотенцем за столом и в постели. Полотенце выступает в качестве залога при переносе свадьбы по желанию одной из сторон. Значение его здесь чисто ритуальное, так как оно не представляет материальной ценности. Бросая "печальный" платок по дороге в церковь, невеста расстается с печалью: "печальный платок" и слезы, выплаканные в него, объединяются в народном сознании в нечто отрицательное.
Знаковое содержание ткани определяется разными факторами, среди них следующие: технология изготовления, обыденное применение, внешний вид и структура. Технологически ткань представляет определенный порядок, систему, что очень соответствует переходному характеру свадебного обряда. В перспективе является целесообразным дальнейшее изучения использования ткани в обрядах перехода. При этом необходимо проанализировать обряды перехода (ритмы перехода) в годичном цикле, что может способствовать выделению следующих ритуальных функций и в обряде перехода человека.
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=306
Употребляя термин "ткань", мы имеем в виду все множество ритуально употребляемых тканых изделий, исключая на данном этапе исследований одежду. Таким образом, речь идет о тканых нешитых изделиях. Кроме того, "ткань" понимается как символ, то есть ее свойства как материального предмета отступают на второй план.
Символическое поле свадебного обряда рассматривается в нескольких разрезах: противостояние сторон (Байбурин А.К., 1978) и их соединение, шаг к продолжению рода, черты инициации и эмансипации или, собственно переходность. Все эти стороны представляют равный интерес.
Первым шагом в изучении ритуальных функций ткани является выбор примеров их употребления в свадебном обряде. Подробное рассмотрение обряда позволяет зафиксировать ряд способов употребления ткани, как рациональное, так и символическое. Насчитывается до пятидесяти вариантов применения ткани в обрядах перехода, из них большая часть - именно в свадебном обряде, так что их перечисление в рамках данного сообщения не представляется возможным. Большинство ритуальных функций ткани, как и других элементов обряда, имеют параллельные функции во всех обрядах перехода. Таким образом, все их множество сводится к основным:
1) защита - граница - очищение - святость;
2) дорога;
3) материальная ценность - подарок - плата - жертвоприношение.
Указанные функции невозможно отделить друг от друга, так как в одном примере применения ткани в обряде присутствуют элементы различных символических значений.
Рассмотрим первую из перечисленных функций: это самые разнообразные варианты употребления ткани в самом обряде и вокруг него. Апотропийные свойства предмета выходят на первый план в целом ряде ритуальных действий. Одеяние невесты очень закрыто, причем речь не идет о стыдливости. Так, голова и лицо укрыты специальным покрывалом, часто под видимой верхней одеждой находится специфическая невидимая (рыболовная сеть и специально подготовленная нить с узлами). Частично функцию защиты присутствует и в тех действиях, которые мы понимаем как отграничительные, а именно: расстилание ткани на полу в доме молодых, в бане невесты, опоясывание всех участников обряда, прикрывание свекровью невесты полой, разделение жениха и невесты с помощью платка (держатся через платок), выделение с помощью платка безымянного пальца невесты и подготовка его для ношения кольца (этот элемент обряда выполняет еще одну функцию - очищение). Повешение полотенца на икону содействует одновременно отделению святого от мирского и выделению освященного элемента из контекста. Под определенным углом зрения понятия "защита", "граница", "очищение", "святость" мыслятся как единое целое, как одна и та же категория традиционного сознания. Поэтому вряд ли стоит проводить подобное разграничение в научном исследовании и говорить соответственно о четырех узких функциях, а не об одной более широкой.
Особый интерес представляют специфические варианты употребления ткани в свадебном обряде, то есть те из них, которые не имеют аналогов в других обрядах перехода. Так, в свадебном обряде ткань выполняет функцию связи. Подножник объединяет жениха и невесту, помогает завершить переход. Интересна примета: в семье будет главным тот, кто сумеет протащить подножник ногой за собой в церкви. Примета "потянуть на себя скатерть на свадьбе - быть замужем" переносит замужество на следующую девушку. Жених и невеста связаны полотенцем за столом и в постели. Полотенце выступает в качестве залога при переносе свадьбы по желанию одной из сторон. Значение его здесь чисто ритуальное, так как оно не представляет материальной ценности. Бросая "печальный" платок по дороге в церковь, невеста расстается с печалью: "печальный платок" и слезы, выплаканные в него, объединяются в народном сознании в нечто отрицательное.
Знаковое содержание ткани определяется разными факторами, среди них следующие: технология изготовления, обыденное применение, внешний вид и структура. Технологически ткань представляет определенный порядок, систему, что очень соответствует переходному характеру свадебного обряда. В перспективе является целесообразным дальнейшее изучения использования ткани в обрядах перехода. При этом необходимо проанализировать обряды перехода (ритмы перехода) в годичном цикле, что может способствовать выделению следующих ритуальных функций и в обряде перехода человека.
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=306
Комментариев нет:
Отправить комментарий