В русской пословице говорится, что хозяйка «пряла, ткала, весь дом одевала». И действительно, еще в начале XX века домотканая одежда широко бытовала среди сельского населения России, где в силу различных причин исторического и социального характера не сложился единый национальный костюм. Существовали два ярко выраженных комплекса одежды - северорусский и южнорусский, а также локальные варианты, которые сохранялись вплоть до первых десятилетий XX века. В основе каждого из них была белая льняная рубаха, богато декорированная вышивкой или узорным тканьем по вороту, рукавам и подолу.
В южных областях поверх рубахи надевали поневу — род несшитой спереди юбки, обычно темно-синего или черного цвета, в крупную клетку. Затем надевали верхнюю распашную одежду, имевшую несколько локальных названий: «носов», «навершник», «желтик» и другие. Головным убором была сорока, состоявшая из нескольких частей. Особую нарядность ей придавал позатылень, снизанный из разноцветного крупного бисера. Из такого же материала были и шейные украшения гайтаны — обязательный предмет убранства южнорусского костюма. В целом этот ансамбль создавал впечатление монументальности, привлекал внимание звучностью тонов, ярким крупным узором.
Северный комплекс женской одежды был более сдержан по цвету, более строг по силуэту. Поверх рубахи северянки надевали сарафан из клетчатой пестряди, набойки или из шелка и парчи. Головным убором девиц была повязка, венец; женщины носили кокошник - жесткий цельный головной убор, украшенный золотным шитьем или жемчугом. Особенно пышно украшали праздничные и свадебные одежды, используя не только богатство орнамента, но и декоративность материалов. Поэтому сейчас народную традиционную одежду можно расценивать как памятник искусства, как показатель высокой культуры и художественного вкуса крестьянской России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий