четверг, 21 февраля 2013 г.

О женской одежде Древней Руси и Московии

Принарядиться и подкраситься к приему гостей считала своим долгом каждая хозяйка: не случайно в письмах женщин — где говорится о покупках тканей или одежды — всегда четко определялось назначение покупки: «расхожее» платье или «на выход». Да и вообще мир женщины-аристократки предпетровского времени трудно представить вне красочного мира ее одежд. Как и в более ранние эпохи, костюм для московитки имел не только функциональное значение, но и знаковое (выдавая ее принадлежность к определенному социальному слою, семейный статус и происхождение). Огромное значение имел и эмоционально-эстетический смысл «сугубых одеяний» московских красавиц. Не случайно в письменных памятниках эпохи Средневековья можно зачастую не найти сведений о внешности женщины, но обнаружить детальное описание ее костюма. В переписке же женщин конца XVII века просьбы о покупках тканей и аксессуаров одежды занимают не меньшее место, чем в переписке новгородок XII—XV веков. Редким (как и поныне!) было понимание мужьями жен в вопросах приобретения новых украшений или дорогих нарядов. И все же примеры такого рода встречались и три столетия назад: «А ожерелье твое пришлю, а у жены моей нынешний год ожерелья не будет — купить не на что, разве а впредь будет, как с домом расплатимся... Мне, свидетель Господь, не до покупок: надобно долг с шеи сбить». В этом отрывке из письма царского окольничего можно усмотреть свидетельство внимания к жене, к ее «хотениям» — причем касающимся не необходимого, а явно излишнего, баловства, прихоти.

Пушкарева Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница. Москва, «Ломоносовъ», 2011

суббота, 2 февраля 2013 г.

Вышивка и ткачество Заонежья и Пудожья


Заонежская вышивка. В конце XIX- начале XX веков более трети мужского взрослого населения Заонежья уходило на заработки в города. Тесные контакты с Санкт-Петербургом способствовали формированию специфической крестьянской культуры, отмеченной сильным влиянием большого города. Не случайно, в начале XX века такой вид ремесла как вышивка приобрел в Заонежье промысловое значение.

Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны. Самый древний вид шва - двусторонний - назывался в Заонежье "русским" или "досюльным". Более поздний шов - тамбурный - получивший широкое распространение со второй половины XIX века. Эта техника - нечто среднее между шитьем и вязанием. Очень красивая вышивка "тамбур по филе", модная в Заонежье. В начале ХХ века в Заонежье , тесно связанном через отходничество с Санкт-Петербургом, получают распространение альбомы с городскими вышивками крестом.

Преобладающий орнамент вышивки в Заонежье - растительный. Один из самых распространенных мотивов - древо жизни. Оно в разных вариантах встречается на полотенцах и подолах женских рубах. Другой популярный растительный мотив - фантастический цветок. К древним мотивам заонежской вышивки относится и изображение геральдического двуглавого орла.

Пудожская вышивка. В отличие от заонежской, вышивка этого района совсем иная. Для нее в силу географической отдаленности края от столичных центров характерно бытование древних счетных видов швов (набор) и архаичных типов орнамента. В Пудожье встречается полихромная вышивка и украшение полотенец и подолов женских рубах кумачовыми прошивками.

Кижская коллекция наглядно демонстрирует разнообразие видов орнамента пудожской вышивки. Часто встречается древний мотив, изображающий птицу-паву в самых различных вариантах. Встречается в пудожской коллекции изображение геральдического льва, пришедшее на Русь в средние века из Византии и Италии. Кроме того, вышивали пудожанки и геральдических двуглавых орлов. Со временем древние мотивы орнамента видоизменялись, появлялись их новые формы, объяснить которые сегодня почти невозможно. Сложные архаичные орнаменты Пудожья иногда напоминают элементы абстрактного искусства.

http://museum.ru/N20762